В современных условиях воспитания и развития детей дошкольного возраста, от педагога требуется не просто дать информацию для ребенка, а сделать так, чтобы ребенок «сам добыл» ее исследуя материал и размышляя над проблемой.
Действительно, в ценностно-ориентированной деятельности для детей и подростков привлекательны дискуссионные формы, когда можно поспорить с кем-то, все подвергнуть сомнению, приводя, в то же время, свои аргументы, отстоять собственную точку зрения. Таких форм много.
Телевизионные ток-шоу могут служить основой для творческого поиска педагогов, воспитанников и учащихся в создании своих форм дискуссий.
Такое «Ток-шоу «Черный кот», прошло в ноябре 2016 года в подготовительной группе «Солнышко» (воспитатель Юракова Г.Э.) детского сада №3 «Ивушка», в рамках работы экологического кружка.
Целью мероприятия был призыв обратить внимание человечества (детей и взрослых подготовительной группы) на проблемы обитателей планеты Земля через чрезмерное притеснение черных кошек и котов. В преддверии года экологии в России тема достаточно актуальна.
Мероприятие Ток-шоу «Черный кот», организационно позволило включить в дискуссию большое количество детей и взрослых, и, как воспитывающая форма, имела много достоинств:
• Обсуждались проблемы, волнующие детей, в привлекательной и в уже достаточно известной для них форме, по теме: «Можно ли дома держать животных? Есть ли от домашних животных вред?»
• Аудитория разделилась на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения: домашние животные - это вред для человека и домашние животные – польза, что позволило рассмотреть проблему с разных сторон.
• В ходе ток-шоу мнение взрослых не навязывалось детям, они были свободны в своем нравственном выборе, (и даже если ребенок не сделал своего вывода в ходе диспута, то дискуссия в дальнейшем натолкнет его на размышления и на поиск истины).
• Ведущие (родители и воспитатель) направляли обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии, и о необходимости уважать друг друга (т.е. о правилах общения в коллективе, где мнения не всегда совпадают)
Ситуация нравственного выбора была представлена следующими средствами и методами:
- В период подбора темы к мероприятию, ситуацию про черного кота, которого отовсюду прогоняют, вспомнили из своей жизни сами воспитанники и рассказали ее в группе.
- Продолжая работу с календарем, а именно, наблюдение за календарными праздниками как Российскими, так и Международными, воспитатель обратил внимание детей на «День черного кота», который отмечается в ноябре.
- Дети приносили книги, в которых встречаются истории про кошек и котов. Перечитывались и вспоминались пословицы и поговорки. Делились впечатлениями о просмотренных мультфильмах, главными героями которых были эти животные.
- Уже обозначив тему мероприятия, в процессе работы в «Творческой мастерской», воспитанниками совместно с родителями изготавливались поделки и рисунки.
- Изучая профессии своих родителей, воспитанники узнали, что в группе есть родители, работающие ветеринарами. Вследствие этого решено было провести мероприятие непосредственно со специалистами в данной области.
- В ходе ток-шоу в группе прослушали песню в исполнении Василисы Лобановой и группы «Тоника» «Черный кот» (kaver-версия песни Тамары Миансаровой), еще раз заострив проблему о притеснении именно черных котов.
Таким образом, уже в процессе подготовки к мероприятию у детей формировалась своя точка зрения на проблему, которая долгое время остается у человечества на слуху: «Говорят, не повезет, если черный кот дорогу перейдет…»
В итоге, необычное мероприятие прошло динамично и очень интересно т.к. все были непосредственными участниками происходящего, а не простыми созерцателями.
Как на экране телевизора в группе разгорелись настоящие дебаты. Было очень много поднято проблем по теме домашние животные и дети, и, конечно, получено много ответов, от специалиста по уходу за домашними питомцами (Березкин А.Э.), а также развеяно несколько мифов, которые мешают расценивать черных кошек и котов, как животных достойных полноценной жизни любимцев.
В конце мероприятия участникам были вручены на память маленькие презенты, и уж абсолютно все получили заряд бодрости и хорошего настроения.
Конечно, Ток-шоу не дает единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются основные принципы, соотносятся нравственные ценности участников дискуссии с общечеловеческими ценностями.