Хронология событий 

60-е годы XIX века Лесоразработки, сооружение земляной насыпи на заливном лугу восточнее Сельцо, строительство моста на реке Сенне
1865-1867 г.г. Строительство моста на р. Кочевига, прокладка железнодорожных путей.
1868 г. По железной дороге от Бежицы до Дубровки прошел первый поезд.
70-е годы XIX века Создание «Городцов»-огороженных складов шпал, досок, брусьев, дров у железной дороги.
1876 г. Построен вокзал с надписью «Городцы- Сельцо».
Год основания поселка Сельцо
1877 г. Построен первый жилой дом. В нем разместилась семья управляющего имением помещицы Саловой.
80-е годы XIX века Возникновение купеческих предприятий (лесопильных, мыловаренных заводов, мельниц).
1885 г. Построены бараки для купцов-подрядчиков «Губонинские бараки»
1887 г. Построены семь доходных домов (Саловские дома)
1889 г. Создано лесничество. Организовано лесовосстановительное хозяйство.
90-е годы XIX века Созданы мельницы ветряные и паровая.
1900 г. Созданы мыловаренные заводы.
1902 г. Открыта школа в доме купца Всюкова.Первая учительница Наталья Оскариевна Грейлих.
1905 г. Учрежден жандармский пост.
1908 г. В семье помощника начальника вокзала А.И. Лягина родился сын Виктор - будущий Герой Советского Союза.
1917 г. Создан Совет депутатов «Совдеп».
1924 г. От Сельцо до Брянска стал ходить один раз в сутки рабочий поезд (один вагон)
1929 г. Введен пригородный поезд Жуковка-Брянск.
1929-1933 г.г. Приток населения из деревень. Создание улиц: Лесная, III Интернационала, Советская, Д.Бедного, им.Сталина, Пролетарская, Комсомольская.
1935 г. Начало строительства завода №113. Созданы микрорайоны «Промплощадка», «Городок ИТР», «Первый участок», «Второй участок».
1936-1937 г. г. Строительство заводской железной дороги. Создание улиц Брянская, Московская, Октябрьская, Киевская, Болотная.
1938 г Открыта Сельцовская средняя школа в типовом кирпичном здании (ныне школа №3).
1939 г. Пуск цехов завода №113. Завод выпускает артиллерийские снаряды. Строительство 4-х этажных домов «Соц-городка».
1941 г. Завод эвакуируется в Нижний Тагил и Копейск.
Октябрь 1941 г. Поселок оккупирован немецкими войсками.

Сельцо послевоенное (до 1990 года)

Постепенно завод № 121 становился градообразующим предприятием. На заводе открывались новые цеха и отделы: лесной, жилищно-коммунальный, капитального строительства, транспортный, рабочего снабжения. Ремонтно-механический цех первым после окончания войны переключился на выпуск мирной продукции: стал производить зерносушилки и другие машины для сельского хозяйства.

В 1945 году на заводе № 121 был открыт цех № 4 для производства продукции широкого потребления. Цех производил столы, шкафы, тумбочки и другие предметы первой необходимости. Пройдут годы, и цех № 4 станет выпускать первоклассную мебель: кухонные гарнитуры, мебельные корпусные стенки, гостиничные наборы, диваны, кресла, шкафы и столы для офисов из особых пород древесины: карельской березы, сибирского кедра. Мебель Сельцовского завода будет пользоваться большим спросом. Но это будет в 70-90 годы. А пока цех делал первые шаги.

Улица Кирова дом 59, 1946-47 годы. В этом здании находилась Школа рабочей молодежи.

Улица Кирова дом 59, 1946-47 годы
В этом здании находилась Школа рабочей молодежи.

Для подготовки рабочих кадров были организованы курсы шоферов, электромонтеров, маляров, каменщиков, слесарей, столяров, плотников.

В 1946 году открылась школа рабочей молодежи.

На промплощадке была построена баня. Открылась столовая для рабочих.

Постепенно восстанавливался лесопильный завод.

Но проблем было больше, чем успехов. Вся территория поселка Сельцо представляла собой пустырь, частично засеянный ячменем и картофелем.

Главными проблемами, по-прежнему, были отсутствие жилья, предметов первой необходимости, медицинской помощи, одежды, обуви, автомашин и гужевого транспорта... крайне недостаточное снабжение жителей продуктами питания.

С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись 267 человек. Вдовство и сиротство черным горем вошли в семьи жителей Сельцо. Демобилизованные солдаты и офицеры нуждались в помощи, особенно инвалиды.

Население поселка росло. Из Германии вернулись узники фашистских концлагерей. Из сожженных деревень в Сельцо ехали семьи крестьян. Ценой огромных усилий жители преодолевали последствия Великой Отечественной войны: разруху, голод, нищету, безнадзорность детей, эпидемии тифа и малярии.

prof 1946

Заводской профилакторий, 1946-47 годы.
(Ныне здание Пенсионного фонда)

 

klub 1946

Клуб, 1946-47 годы.

В 1946 году урожай в европейской части России пропал в результате страшной засухи. Продовольственная проблема предельно обострилась.

С 1946 по 1955 годы советский народ выполнял планы четвертой и пятой пятилеток. Это было время восстановления и развития народного хозяйства. И наш поселок был восстановлен в границах довоенного времени. Появились новые улицы имени Чкалова, Кирова, Пушкина, Матросова, Безымянная, Ворошилова, Калинина, Куйбышева, Луговая.

На улице имени Кирова вырос целый квартал двухэтажных домов. Был построен клуб завода №121, хлебозавод, восстановлен и увеличил свои мощности лесопильный завод.

На северной стороне поселка было построено деревянное здание начальной школы и типовая школа на 320 посадочных мест.

В 60-е годы были построены Дворец Культуры, Дом спорта и школа на 960 мест.

Деревянное здание средней школы города Сельцо, 1950 год.

Деревянное здание средней школы города Сельцо, 1950 год.

 

Школа №2, 1955 год.

Школа №2, 1955 год.

Больница, 1958 год.

Больница, 1958 год.

 

Улица Горького, начало 60-х годов.

Улица Горького, начало 60-х годов.

kuibysheva 1963

1963-64 годы, улица Куйбышева - сараи в районе нынешнего Дворца Культуры.

 

Улица Кирова – вид с балкона дома №59

Улица Кирова – вид с балкона дома №59

В 70-е годы в Сельцо работали 4 средние школы, начальная школа на улице Сенной, школа-интернат, вечерняя школа рабочей молодежи и филиал Шосткинского химико-технологического техникума.

Производственные мощности завода № 121 увеличились, занимаемая заводом территория расширилась на север и восток.

В лесу, в 8 километрах от завода, вступил в строй филиал его основного производства. К нему были подведены железная и шоссейная дороги. Завод теперь назывался Брянским химическим заводом (БХЗ).

dk 1970

Дом Культуры 70-е годы

 

Здание Поселкового совета 70-е годы

Здание Поселкового совета 70-е годы

В 80-е годы была проложена шоссейная дорога Сельцо - Бежица, по которой регулярно стали ходить автобусы, и электрифицирована железная дорога Брянск - Жуковка, по которой пошли электропоезда.

В годы перестройки в Сельцо появились первые частные коммерческие предприятия: «Клен», «Сенна», «Тамошь», «Камбий», «Сельцовский родник» и другие.

Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.

22 июня 1941 года мирный труд жителей поселка Сельцо был прерван нападением на Советский Союз гитлеровской Германии. Началась Великая Отечественная война.

Уже на второй день войны в армию были мобилизованы все мужчины с 1905 по 1920 год рождения. Все трудоспособные женщины и подростки направлены на строительство противотанковых рвов. Через неделю над поселком Сельцо появились немецкие самолеты. Они летели бомбить станции Брянск 1, Брянск 2, железнодорожные мосты и эшелоны с красноармейцами и боевой техникой. Несколько раз бомбили и станцию Сельцо.

Все работники железнодорожной станции были переведены на казарменное положение. Им приходилось в предельно сжатые сроки восстанавливать поврежденные пути, тушить пожары и не допускать скопления поездов на станции. А поезда шли каждые 10 минут.

В августе началась эвакуация завода № 113. 16 августа 1941 года часть оборудования и рабочие со своими семьями были эвакуированы в город Копейск на завод № 114. Последний эшелон с оборудованием и рабочими ушел со станции Сельцо 10 сентября 1941 года. Он был уничтожен в результате бомбардировки. При подходе врага к территории поселка часть зданий мастерских на заводе №113 была взорвана, жилые дома на Промплощадке и Соцгородке сожжены.

Немецкие оккупанты впервые появились в Сельцо 13 октября 1941 года, а постоянно, как им казалось, обосновались здесь в январе 1942 года. В поселке создавался так называемый «новый порядок»: волостное управление и полиция. Был объявлен приказ о сдаче оружия.

Уютный поселковый парк культуры и отдыха превратился в кладбище замученных патриотов. Здесь были расстреляны ученица седьмого класса Сельцовской средней школы Васюкова Варвара, врач-партизан Невдубский Николай Моисеевич и его мать Татьяна Ильинична. В братской могиле покоятся девять рабочих, убитых на железной дороге на перегоне Сельцо – Чернетово. В парке также похоронены танкисты, погибшие в боях у деревни Летошники в 1941 году, и летчики, погибшие в воздушном бою в 1943 году. Были разгромлены скульптуры, игровые павильоны, танцевальная и эстрадная площадки.

Опасаясь нападения партизан, немцы объявили северную часть поселка «мертвой зоной».

Все жители были переселены в южную часть. На железной дороге выставлены круглосуточные патрули. На расстоянии одного километра друг от друга сооружались укрепленные казармы, где круглосуточно несли сторожевую службу отряды немецких солдат. Между станциями Сельцо и Чернетово существовало шесть блок – постов.

Мощные укрепления были сооружены у железнодорожного моста через реку Сенну. Круглосуточно охранялся мост через Десну.

Активизировалось местное население. Первый удар народных мстителей был нанесен по предателям Родины. Группа партизан отряда имени Виноградова под командованием Дурнева Василия вошла в поселок. Партизаны заняли боевую позицию и по сигналу одновременно атаковали здание полиции и дома, в которых жили полицейские. В результате этой операции все предатели были уничтожены. Партизаны взорвали железнодорожный мост на Сенне, лесопильный завод, который выпускал доски и брусья для нужд немецкого фронта.

Несмотря на строжайшую изоляцию жителей Сельцо от внешнего мира, их связь с партизанами не прерывалась. На заборах и домах, где жили оккупанты, появлялись партизанские листовки.

Год и одиннадцать месяцев продолжалась оккупация. 16-17 сентября 1943 года в Сельцо вошли солдаты отступающей гитлеровской армии. Население пряталось в лесу между Сельцо и Коммунаром, а в самом поселке бесчинствовали немцы. Люди слышали взрывы гранат, видели пламя пожаров. Поселок был сожжен. Отступая, гитлеровцы взорвали мост через Десну.

Освобожден был поселок 18 сентября 1943 года. В этот день в сгоревший поселок вошел эскадрон кавалерийского корпуса генерала Крюкова. Командовал эскадроном майор Григорьев Василий Павлович.

17 сентября 1943 года в результате успешного наступления 260-й стрелковой дивизии 11-й армии Сельцо и железнодорожная станция были освобождены. 

Из леса на пожарище вышли не более двухсот человек. Они разместились в подвалах трех домов на соцгородке, в уцелевших погребах и шалашах. Многие ушли в деревни к родственникам.

23 сентября 1943 года в Сельцо с правительственным заданием прибыла группа ответственных работников из Москвы в составе Мейпариани Вано Васильевича, Изотова Григория Ниловича, Карцева Валентина Михайловича.

Им было дано задание организовать восстановление завода №113, в кратчайший срок наладить выпуск боеприпасов для фронта. Задание казалось абсолютно невыполнимым. Но это было время, когда все люди работали и жили под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Женщины и подростки, мобилизованные из районов Орловской области, составили основу рабочего коллектива завода. Все уцелевшие жители Сельцо и молодежь окрестных деревень пришли на завод добровольцами.

Мастерские снаряжательных цехов оборудовали в уцелевших зданиях складов. Тепловую энергию давали два старых паровоза. Тракторные двигатели вырабатывали электрический ток.

Самым трудным и самым сложным был вопрос обеспечения людей жильем, хотя бы землянкой или местом в подвале. По мобилизации на завод прибыли около тысячи человек. Для размещения основной массы рабочих и батальона гвардейцев отводились складские помещения микрорайона «Г». Огромные кирпичные здания без чердачных перекрытий, без окон, с узкоколейной железной дорогой посередине перегородили досками, создав, таким образом, комнаты, в которых размещалось по 30-40 человек.  Для отопления в  комнатах были поставлены чугунные буржуйки, железные бочки.

Первые продовольственные карточки рабочие завода получили в январе 1942 года. Хлебная карточка рабочего - это 700 граммов хлеба в день. Продовольственная карточка - скудный обед в столовой. Хлеб военных лет - это суррогат из небольшого количества муки и большого количества некалорийных, иногда несъедобных заменителей. Пекли этот хлеб в больших формах, смазанных олифой или другими смазочными материалами типа пушечного сала. Этим несъедобным запахом хлеб пропитывался насквозь.

Тем, кто работал на тяжелых рабочих местах, таких как погрузка ящиков с боеприпасами в вагоны, в «горячей» мастерской, где плавился и разливался тротил, выдавались хлебные карточки на один килограмм в день. Если рабочие не выполняли норму, им выдавали в день 200 граммов хлеба.

Первую боевую продукцию завод (теперь он назывался №121 или п/я №5) дал в феврале 1944 года. В ночь на 23 февраля в цехе №1 была собрана первая авиационная бомба АО-25. В марте цех выпускал за смену тысячу бомб АО-25 и АФ-35. Технология производства этих изделий была несложной. Выпуская их, рабочие как бы тренировались, готовя себя к более сложным работам по производству реактивных мин для минометов бесствольной артиллерии. Такие установки воины Советской Армии называли «Катюшами».

В апреле 1944 года цех №3 стал выпускать реактивные мины М-8. В мае в цехе №1 было освоено производство тяжелых мин М-13 и М-31. В октябре 1944 года по итогам социалистического соревнования коллектив завода занял второе место среди предприятий такого профиля.

Восстановление завода имело большое значение для дальнейшей судьбы поселка.

В 1944 году были частично восстановлены четырехэтажные дома, построены два барака для рабочих, отремонтировано здание Сельцовской средней школы. На месте пожарища появились первые дома.

1946 г .Дом №32, ул. Мейпариани (пер. Куйбышева) (восстанавливали пленные немцы)

1946 г .Дом №61, ул. Мейпариани (ул.Кирова)

(восстанавливали пленные немцы)

Сельцо довоенное (до 1941 года)

В середине XIX века на территории Сельцо сплошным массивом стоял заболоченный лес. Со всех сторон небольшую возвышенность окружали полосы болот Кочевижного, Сорочьего, Волкова, Ширяевского. Дорога от реки Десны к лесным деревням Дорожово, Домашово состояла из сплошных гатей и настилов.

Лес на территории Сельцо принадлежал Хотылевской церкви и помещице Саловой, чьи владения находились на правом берегу Десны. Лес был полон зверей, в том числе и волков. На болотных озерах гнездились водоплавающие птицы.

В 60-е годы на территории Сельцо начались лесоразработки. Купцы - промышленники скупали лес, вырубали его, строили лесопильные заводы, на которых производили доски, брусья, шпалы.

На заливных лугах в пойме рек Сенны и Кочевиги возводилась земляная насыпь.

Началось строительство железной дороги Орел - Рига. По ней предполагалось вывозить зерно из черноземных губерний России за границу через портовые города Балтийского моря.

В 1873 году в нижнем течении реки Болвы был основан рельсопрокатный завод, который впоследствии стал градообразующим предприятием города Бежицы.

Первоначально это был рабочий поселок Губонино. А железнодорожная станция в Бежице называлась Болва.

В строительство Риго - Орловской железной дороги и рельсопрокатного завода вложили свои средства члены акционерного общества: инженер-промышленник Тенишев Вячеслав Николаевич, купец первой гильдии Губонин Петр Ионович и инженер Голубев Виктор Федорович.

В 1868 году от Бежицы до Дубровки прошел первый поезд. Поселка Сельцо еще не было. На его территории вблизи железной дороги образовались склады дров, досок, брусьев. Здесь работали крестьяне - поденщики. Жили они в деревнях за Десной.

Первые жилые дома в Сельцо стали появляться в конце 70-х годов XIX века. Это были доходные дома помещицы Саловой А.А., которые арендовали купцы-промышленники.

Дом Саловой в деревне Сельцо - детский дом. Ныне не существует

Дом Саловой в деревне Сельцо - детский дом. Ныне не существует

Самый первый дом на территории Сельцо был построен в 1877 году. В нем разместилась семья управляющего имением помещицы Данилы Григорьевича Казачинского. Под его руководством были заложены фруктовый сад, оранжерея и огороды для выращивания овощей.

В 1876 году построен вокзал Сельцо - Городцы. Для сбора мягкой воды на Кочевиге была возведена плотина, и образовалось озеро. Рядом с вокзалом поднялась водонапорная башня. На станции Сельцо построены четыре линии железной дороги. Здесь останавливались все поезда, чтобы налить в тендеры паровозов воды, которая не давала накипи и известковых отложений на котлах.

В конце 70-х годов на средства купца Губонина П. И. в Сельцо были построены четыре барака, в которых жили лесорубы, подрядчики, бригадиры и купцы-промышленники. Эти бараки просуществовали до 1943 года. В годы Советской власти в больших комнатах бараков разместились поселковый кинотеатр, библиотека, школа и другие учреждения.

Первыми промышленными предприятиями в Сельцо стали лесопильные заводы Кучкина, Дрейщева, Китаева. Самым крупным из них был завод купца Дрейщева, находившийся в районе нынешнего старого рынка и просуществовавший около 30 лет.

С 1886 по 1914 год в Сельцо действовал небольшой металлургический завод «Губонинский», состоящий из литейной мастерской и кузницы. Располагался он на территории современного деревообрабатывающего комбината.

В начале XX века и до 1917 года в Сельцо действовали две ветряные и одна паровая мельницы, 10 лесопильных заводов, мыловаренные заводы.

На северной стороне поселка купец Авилов открыл большую лавку и трактир, постоялый двор и паровую мельницу. Самая же большая мельница была у купца Акимова. Она находилась рядом с домом управляющего имением помещицы Саловой.

О сельцовских мельницах знали далеко за пределами поселка. Сюда везли молоть зерно крестьяне из многих лесных деревень от Глаженки до Умыслич. Пользовались услугами Сельцовских мельниц и крестьяне задеснянских деревень.

Лесопильные заводы, мельницы, мыловарни, первые торговые лавки принадлежали богатым купцам Акимову, Авилову, Дрейщеву, Китаеву, Боголюбскому, Кухтикову, Четверикову, Соколову, Васюкову.

Жили купцы в больших добротных домах. После Великой Октябрьской социалистической революции эти дома были конфискованы. В них разместились поселковый Совет, почта, школа, больница, молокозавод, библиотека, ветеринарный пункт, лесничество, хлебопекарня, магазины.

На южной стороне в густом сосновом лесу профессор Петербургского университета Оскар Грейлих построил особняк-дачу, в которой поселилась его больная дочь Наталья. Наталья Оскариевна Грейлих была первой учительницей в Сельцовской школе, открывшейся в доме купца Васюкова в 1902 году.

На том месте, где сейчас начинается улица имени Ленина, по правую сторону за зданием церкви, богатый купец Myдров открыл первую в Сельцо столовую.

Называлась она «Харчевня Myдрова». Рядом с ней были разбиты огороды и находился скотный двор. Услугами харчевни пользовались крестьяне, приходившие на заработки в Сельцо, люди, сопровождавшие обозы по большаку на Дорожово, временные рабочие.

Первые улицы в Сельцо сформировались в 20-е годы XX века. Первые двенадцать домов, построенных вдоль большака за трактиром Авилова, долго называли «Богачевка».

Все жители Сельцо занимались сельским хозяйством, имели скот, обширные огороды и полосы для зерновых культур.

Кроме того, каждый дом представлял собой лавку промышленных изделий. В этой торговле была строгая специализация. Федины торговали нитками, иголками, наперстками, Ружицкие - скобяными изделиями, Степановы - керамической и стеклянной посудой, Кухтиковы - ситцем, платками. У купца Авилова можно было купить лошадь, сбрую, телегу, колеса. Только один двор имел право торговать спиртными напитками - дом Шаховских. Их винная лавка называлась «Монополия».

Самым красивым и ухоженным местом в Сельцо на рубеже XIX и XX веков была железнодорожная станция. Здесь росли декоративные кустарники шиповника, акации, боярышника, около вокзала был заложен обширный розарий. В помещении находился церковный пункт, где крестили детей и проводили воскресные службы. Привокзальный перрон был местом свиданий и прогулок сельцовской молодежи.

В 1908 году в доме для железнодорожных служащих в семье помощника начальника вокзала Лягина А. И. родился сын Виктор, будущий Герой Советского Союза. В честь его рождения были посажены две липы.

Для предупреждения беспорядков и правонарушений в 1905 году в Сельцо был учрежден жандармский пост. Жандарм с семьей проживал в одном из домов купца Дрейщева.

Октябрьская социалистическая революция в Брянске победила сравнительно легко. Брянский Совет взял власть в свои руки без вооруженного восстания. Попытка эсеров поднять мятеж в войсках провалилась.

В ноябре 1917 года в Сельцо был создан Совет рабочих депутатов, его первым председателем был Шацкий Василий Васильевич.

В 1918 году был организован комитет бедноты, который возглавил Хабаров Захар Тихонович.

В первую ячейку Российской социал-демократической партии большевиков входили:

  • Сергутин Николай - секретарь
  • Щукин Василий
  • Верхутин Григорий
  • Посохин Николай

В 1918 году образовалась комсомольская организация в составе:

  • Сачко Петр
  • Рывдик Татьяна
  • Соколов Леонид
  • Сладковская Надежда
  • Вельский Александр
  • Везмитин Василий
  • Дворянкин Иван
  • Корольков Владимир
  • Сергутин Илья
  • Сергутин Владимир
  • Самошкин Михаил
  • Лягина Анна

Комсомольцы проводили работу среди молодежи окрестных деревень по мобилизации на Южный фронт, находившийся в районе города Орла.
На станции Сельцо несколько дней стоял бронепоезд, командиром которого был красноармеец Александров А.И. Здесь формировался эшелон с добровольцами. Все жители провожали их на фронт.

В годы новой экономической политики в Сельцо развернули торговлю бывшие купцы-промышленники Ширяев, братья Боголюбские, Васюков, Четвериков.

Универсальная лавка Боголюбских находилась в начале современной улицы Чкалова. Васюков купил монопольное право на торговлю вином. Ширяев завладел огромной полосой богатых лугов, которые сдавал в аренду. На южной окраине поселка рядом с домом-особняком он открыл универсальную лавку, в которой можно было купить шелковые ткани, обувь, посуду, парфюмерные изделия и даже книги.

В 1922 - 1924 годах в окрестностях Сельцо бушевали пожары. Сгорели мельница Дрейщева и лесопильный завод Китаева, лавка Четверикова и «Монополия» Васюкова.

В 1924 году в Сельцо было построено первое здание начальной школы.

В 1927 году все купеческие предприятия были конфискованы. В большом доме Васюкова (там, где сейчас находится суд) разместилась семилетняя школа; в доме Четверикова - ветеринарный пункт; оранжерея и сад Ширяева были преобразованы в агробазу.

В 1929 году был заложен лесопильный завод и Утилькомбинат. В домах купца Авилова находились пекарня и сепараторный завод.

Поселок Сельцо с этого времени стал быстро расти. Из деревень переселялись крестьяне, недовольные сплошной коллективизацией. Здесь можно было построить дом и найти работу на предприятиях Сельцо или Бежицы. В это время курсировал пригородный поезд от Сельцо до Бежицы, а в 30-е годы пригородные поезда стали ходить от Жуковки до Брянска.

К началу 30-х годов в поселке Сельцо были сформированы улицы. Самая первая была названа Сельцовской (ныне улица имени Кирова). Самая длинная - улица Советская. Небольшие улицы на Северной стороне поселка назывались так: имени Сталина, имени Демьяна Бедного, имени Третьего Интернационала, Лесная. На Южной стороне, так называемом Сеновале, располагались небольшие улицы имени Ленина, Красноармейская, Пролетарская. Там же в 30-е годы выросли улицы Брянская, Октябрьская, Киевская, Московская.

В 1925 году было основано Сельцовское кладбище. Оно находилось в глухом лесу на северной стороне. Сейчас на этом месте переулок имени Свердлова, построены жилые дома, почта, семейное общежитие и баня.

В 1935 году в лесу, в двух километрах от Сельцо, был заложен большой завод оборонного значения. Его строительство сопровождалось бурным ростом населения. Для размещения квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников и служащих создавались целые микрорайоны жилых домов: «Первый участок», «Второй участок», «Городок ИТР», «Промплощадка», «Соцгородок».

До 1938 года Сельцо именовалось как станция Сельцо Брянского района Орловской области.

В 1938 году поселку Сельцо официально было присвоено название «рабочий поселок Сельцо».

В этом же году закончено строительство кирпичного здания средней школы. Сейчас это школа №3. Но детей в Сельцо было так много, что школы по-прежнему продолжали размещаться в деревянных, приспособленных для обучения домах. Поэтому на южной стороне на нынешней улице Кочевиге в 1939 году была открыта новая деревянная семилетняя школа.

В годы первой и второй пятилеток велось большое культурное строительство. На «Первом участке» был построен клуб с кинозалом. Рядом оборудован стадион с местами для зрителей. Постоянно работала кинопередвижка. На «Промплощадке» строилось кирпичное здание клуба.

На северной стороне в лесу возводились три больших четырехэтажных дома. Одновременно закладывался фундамент четвертого дома и здание хлебозавода. Здесь же было построено здание детского сада.

B 1939 году был сдан в эксплуатацию завод №113, выпускавший артиллерийские снаряды. На строительстве и в основных цехах завода работали свыше тысячи человек. А население поселка Сельцо в 1940 году превысило восемь тысяч человек.

В годы третьей пятилетки Сельцо приобрело вид современного промышленного поселка. Его окрестности представляли собой строительные площадки. В лесу в двух километрах от завода возводились капитальные складские помещения для боеприпасов. Этот район строительства условно назывался «Г». По лесным дебрям и болотам к строящимся складам прокладывались шоссейная и железная дороги, от станции Сельцо до завода №113 - железнодорожная ветка протяженностью три километра.

В поселке появились индивидуальные жилые дома, осуществлялась электрификация и радиофикация улиц.

Президент России  Правительство Российской Федерации  Полномочный представитель президента Российской Федерации в центральном федеральном округе  Госуслуги Портал закупок  Торги Портал госслужбы РФ  busgov  Работа в России  Национальный антитеррористический комитет  Правовая Информация  Калькулятор для коммунальных платежей  персональныеданные.дети  Реализация стратегических инициатив Президента Российской Федерации в Брянской области  МСП  Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог  Саетлая страна  Социальная активность #нацпроект32  Всероссийская перепись населения 2020 года https://www.oatos.ru/ Другое делоРеализация стратегических инициатив Президента Российской Федерации в Брянской области